В строительстве метро в Днепре выявили массу правонарушений

Государственное бюро расследований готово в суде добиваться остановки вандального строительства в Днепре, уже уничтожившего ряд социальных объектов и культурно-исторических памятников. По данным следствия, турецкая компания-подрядчик годами нарушала технологические и создавала аварийные ситуации. Городские власти, видимо, все устраивало. Об этом пишет портал telegra.ph.

Полтавское теруправление ГБР, обслуживающее, в том числе и Днепропетровскую область, выявило массу правонарушений в строительстве метро в Днепре и за год до формального истечения срока проекта готово требовать в суде остановки работ. Официальные заключения Киевского института судебных экспертиз, привлеченного ГБР к научно-техническому изучению всех обстоятельств дела, будут опубликованы позднее, но о срыве сроков и умышленном создании катастрофического положения на объекте можно говорить уже сегодня.

Напомним, по условиям международного тендера 2016 года, три новые станции должны были быть сданы в 2021 году. Позже городские власти, а хотя де-юре летом 2016 года заказчиком строительства было определено КП «Днепропетровский метрополитен», именно они де-факто несут ответственность за ход работ, осторожно анонсировали отсрочки до 2023 года. Именно такую дату в 2018 году называл главный коммунальщик Днепра, заместитель городского головы Михаил Лысенко, но, похоже, оказался или некомпетентен, или, мягко говоря, заинтересован в процессе ради процесса.

Выбранный городскими властями подрядчик – турецкая компания АО «Лимак Иншаат Санаи Ве Тиджарет Аноним Ширкети», не выполнил ни единого взятого на себя обязательства. Нарушения начались на первом этапе, с применения несогласованного проектом и чреватого последствиями для городской инфраструктуры буровзрывного метода проходки, вместо щитового. Далее компания неоднократно была уличена в нарушении требований к качеству работ и примененных стройматериалов, самовольных отклонениях от техдокументации. В 2017 году, взяв на себя дополнительные объемы на 4 млрд. гривен по договору субподряда с ПАО «Киевметрострой», турецкие метростроители не просто не выполнили собственные обязательства, но и бросили забои в аварийном состоянии. По основному договору с заказчиком, стоимость проекта, напомним, составляла более 300 млн. евро, которые предоставляли европейские структуры под гарантии украинского правительства.

В отличие от недостроев на поверхности, подземные разработки методом «тяп-ляп», да еще и посреди крупного мегаполиса с уже имеющейся развитой инфраструктурой, гарантированно влекут дорогие, а иногда и трагичные последствия. Горожанам метрострой уже много лет «икается» обходами и объездами стройплощадок и последствий их подземной деятельности, самые масштабные из которых были возле будущей станции «Исторический музей». В результате очередного турецко-инженерного конфуза, или халатности должностных лиц в трактовке ГБР, первый ствол был затоплен до уровня четырех метров от поверхности (сопоставимо с глубиной закладки фундаментов и отдельных городских коммуникаций). На поверхности это отразилось значительными просадками асфальта, ремонтами на миллионы евро и почти годом движения городского транспорта по «альтернативному» маршруту. В прошлом году неквалифицированные действия АО «Лимак Иншаат Санаи Ве Тиджарет Аноним Ширкети» повлекли повреждения студенческого общежития возле той же злополучной станции «Исторический музей» и двух зданий НТУ «Днепровская политехника».

Примечательно, что «бить в колокола» подчиненные Михаила Лысенко не спешили ни при первых отступлениях от проекта, ни при 100501-ых, даже когда провал проекта стал очевиден во всех смыслах этого слова. Напротив, ответственный за инфраструктурное хозяйство чиновник излучает оптимизм и буквально на днях сообщил, что возможно мемориал «Танк генерала Пушкина» придется несколько подвинуть для обустройства выхода станции метро. То есть, тот факт, что по подсчетам специалистов выполнено не более 5% от запланированного объема работ – пройдено около 70 метров из необходимых 8 километров, и говорить о входах станция, мягко говоря, наивно, чиновника не смущает. Как и то, что наличие под городом фактически замороженных выработок, пройденных с нарушениями – бомба с замедленным действием. Случаи проседания почв, обрушения домов, повреждения дорог и магистральных коммуникаций над брошенными подземными разработками, увы, хорошо известны, и если с уже пройденные туннели и стволы не будут приведены в безопасное состояние, последствия могут преследовать горожан годами.

Впрочем, не будем нагнетать, так как и уже причиненного ущерба более чем достаточно, и не только в виде сопутствующих разрушений, но и в формате прямых хищений. По-другому назвать невыполненные работы, обошедшиеся в миллиарды гривен, не получится. Изначально, напомним, речь шла о строительстве за счет кредитных средств от ЕБРР и ЕИБ. Но только в прошлом году, к примеру, в госбюджет было заложено более 1 млрд. гривен на злополучные днепровские станции. Кроме того, не стоит забывать о дополнительных расходах на стройку за прошедшие 4 года - устранение аварий, штрафы, плата за резервирование средств в банковских учреждениях, инфляция и прочее.

Фактически, деньги в туннели капают ежедневно, так что до прекращения симуляции строительных работ, которая длится последние годы, даже окончательную сумму ущерба подсчитать не получится. Но по приблизительным расчетам ­– это самый успешный «набег янычар» на Украину со времен Богдана Хмельницкого. И мало-мальски зная наши реалии, можно точно сказать, что это точно не самостоятельное достижение «османов». Традиции прозрачных днепропетровских тендеров, проходящих в основном в «Амстердаме», известны далеко за пределами города. Как и чуткое внимание мэра Бориса Филатова и его партнера-наставника Геннадия Корбана к отбору подрядчиков для любых, даже самых мелких работ в городе. По этому поводу, кстати, у местных правоохранителей в производстве есть десятки дел, а господин Лысенко еще недавно был в бегах. Правда, тогда все разрешилось к вящей радости партнеров и сегодня заммэра продолжает обустраивать комфорт жителей Днепра, но это скорее говорит об «эффективности» полиции, чем о чистоте рук городской верхушки.

Так что в украино-турецком сотрудничестве в деле распила одного не построенного метро сомневаться не приходится. И ответственность за ситуацию партнеры тоже должны разделить. По мнению следователей теруправления ГБР, к катастрофическому положению с новыми станциями в Днепре привело превышение должностных полномочий подрядчиком, а также городским руководством и сотрудниками Государственной фискальной службы, которые отбирали строительную компанию и обязаны были контролировать ее деятельность. А пока продолжается сбор материалов и экспертных заключений, Бюро готовится ходатайствовать в суде об остановке опасной стройки, как минимум для сохранения средств и взятия ситуации под должный инженерный контроль. Во-первых, это позволит направить высвобожденные таким образом 300 миллионов евро международной поддержки на решение реально насущных проблем города, в том числе и вызванных злополучным метро. Во-вторых, положительное суда по этому обращению станет первым весомым звоночком и для фигурантов последующих процессов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
На Днепропетровщине начались массовые рейды по проверке соблюдения карантина в школах, заведениях общественного питания, торговли и на транспорте. Первоначально проконтролируют учебные учреждения Днепра и Кривого Рога. За нарушение установленных ограничений будут штрафовать. Об этом сообщил председатель Днепропетровской ОГА Александр Бондаренко. «Область попала в «желтую» карантинную зону, всё – из-за значительного увеличения количества случаев COVID-19. Ч...
Общество
Города Западного Донбасса могут снова остаться без воды. Как сообщили в пресс-службе ДТЭК Днепровские электросети, предприятие вынуждено ограничить электроснабжение ГП «Днепр-Западный Донбасс» с 29 сентября. Причина - невыполнение руководством водовода «Днепр-Западный Донбасс» (ДЗД) гарантийных обязательств погашения задолженностей. Как сообщили в энергокомпании, ДЗД системно нарушает график погашения задолженности и игнорирует расчеты за текущее распредел...
Общество
С 18 сентября по 6 октября в Павлоградском горрайонном суде проходит онлайн-конкурс на лучшую компьютерную презентацию «Страна Правосудия», который приурочен ко Дню юриста. К участию в конкурсе приглашают учеников 9-11 классов школ Павлограда. Конкурсной комиссии можно представить как коллективную работу, так и индивидуальную. При этом компьютерная программа, в которой будет создана презентация, может быть любая, на выбор участника. Главное, чтобы работа о...
Общество
Министерство образования и науки Украины рекомендует школам установить новые даты каникул из-за проведения в октябре местных выборов. Об этом сообщают fakty.ua. МОН предлагает начать каникулы раньше, как минимум за два дня до начала местных выборов, которые пройдут в воскресенье, 25 октября. О новых сроках каникул заявил министр образования Сергей Шкарлет и добавил, что в школы уже отправлены письма, в которых предлагается сделать каникулы с 22 по 30 октяб...
Спорт
В пятницу, 25 сентября, в микрорайоне Шахтостроителей открылся второй в Павлограде скейт-ленд-парк, сделанный подобно тому, который расположен по ул. Комарова. Современная спортивная площадка разделена на несколько отдельных площадок: с тренажёрами, для баскетбола и для занятий экстремальными видами спорта (для трюков на велосипедах, скейтах, роликах и самокатах). Скейт-ленд-парк на ПШС – это проект, который был воплощён в жизнь за средства государственног...
Экология
В течение дня синоптики обещают в Павлограде облачную погоду, осадки не прогнозируются. Утром температура воздуха составит +16…+18 градусов, днём будет 22-25 градусов тепла, вечером температура воздуха остановится на отметке в +21 градус. Народный календарь: После Воздвижения в старину природа по-настоящему готовилась к зимней спячке. Когда-то давно к этому времени почти всё с полей и огородов было убрано. Разве что поздние зимние сорта яблок кое-где покач...
Общество
Сайт Павлограда 5632.com.ua подводит итоги прошедшей недели (с 21 по 27 сентября). Понедельник, 21 сентября. В Павлограде пожар с сухой травы перекинулся на хозпостройку. Вторник, 22 сентября. В Павлограде 16-летняя девушка отравилась суррогатом и впала в алкогольную кому. Днепропетровщина обновила список карантинных ограничений. Среда, 23 сентября. Павлоградская школа №9 заняла 12 место в рейтинге среди 512 школ области. Реанимация больницы интенсивного л...
Происшествия
27 сентября в 4:25 в Службу спасения «101» поступило сообщение о том, что на улице Железнодорожной села Морозовское Павлоградского района горит одноэтажный жилой дом. Об этом сообщили в ГУ ГСЧС Украины в Днепропетровской области. На момент прибытия спасателей пламя распространилось по всей площади крыши дома. Общая площадь пожара составила 48 кв. м. Пожар удалось ликвидировать в 06:10. Погибших и пострадавших нет. Ранее мы писали: "В Павлограде от огня спа...
Общество
По состоянию на утро 27 сентября по Павлограду не зафиксировано ни одного нового случая заболевания коронавирусом. Всего под наблюдением врачей находятся 93 пациента, из них 8 детей. С начала эпидемии по городу зафиксировано 200 подтвержденных случаев COVID-19. Об этом сообщили на официальном сайте Павлоградского городского совета. В лечебно-профилактические учреждения города за сутки поступили 4 пациента с пневмонией. В больнице интенсивного лечения наход...